Сенешаль (Senechal)
В человеческом мире сенешаль был хранителем ключей в аристократическом доме, управляющим делами, тем, кто всегда знал, что происходит, и тем, кто был ближе всего к хозяйским ушам. Именно сенешаль становился заместителем на время отсутствия хозяина и заботился о поместье во времена бедствий. В мире вампиров эта должность не сильно изменилась по сравнению со своим первоначальным значением. Сенешаль является личным помощником князя, тем, кому известно обо всём происходящем в данный момент, и (по мнению некоторых остряков) тем, с кем вам придётся договориться, чтобы вы смогли получить желаемое. В любой момент сенешаля могут попросить занять место князя, если тот покинул город по делам, отрёкся или был убит.
Пусть князь мечтает о праве принимать окончательное решение, множество советов примогена бились за то, чтобы назначить желательного для них кандидата в сенешали. Если князя считают слабым или он не пользуется популярностью, борьба становится ещё яростнее. В конце концов, настаивают примогены, иногда происходят несчастные случаи, и будет лучше, если следующим в очереди будет кто-нибудь, кто в подобных случаях не будет затронут. Князья настаивают, что выбор должны делать они, особенно поскольку сенешаль занимает столь деликатный пост. Они указывают на некоторые прискорбные случаи, связанные с сенешалями, чаще всего нюренбергский инцидент 1836 года, когда шпион Шабаша сумел занять эту должность, и город едва избежал захвата, после того как предатель выдал все секреты, которые выведал у своих коллег.
Для большинства сенешалей работа может оказаться совершенно неблагодарной. Её можно воспринимать как шаг вверх к более широким перспективам, но выгоды от неё не всегда соразмерны её утомительности и опасности. От сенешаля могут потребовать выполнения обязанностей секретаря, хранителя информации, заместителя князя, советника, собирателя слухов, мальчика для битья, посланника или чиновника, к которому является на приём каждый новый Сородич, приезжающий в город. Некоторые князья находят и другое применения своим сенешалям, например — присутствовать на некоторых встречах в качестве представителя князя, когда князь в отъезде, или даже заниматься некоторыми делами, до которых сам князь не считает нужным снизойти. Для князя, озабоченного другими проблемами (такими как охотники, Сетиты или Шабаш), умелый сенешаль, берущий на себя заботы о рутинных делах, может стать настоящей находкой. Однако если сенешаль некомпетентен, он может стать просто кошмаром. Сенешаль, не ведающий о проникновении новых Сородичей в город, способен неумышленно распахнуть двери перед боевиками Шабаша, а закрывший церковь по подозрению в том, что в ней укрываются охотники, может вызвать недовольство Носферату, которые также использовали это здание.
Многие сенешали сумели извлечь выгоды из своего положения, используя его, чтобы стать самыми информированными Сородичами в городе, превосходя в этом даже гарпий. Кто-то, будучи собирателем информации, может аккуратно определять, что будет и не будет знать князь (разумеется, руководствуясь исключительно насущной необходимостью — и разумеется только сенешаль определяет наличие этой необходимости). Другие могут исключать определённые пункты из повестки ночи, если это соответствует их целям, чаще всего после того как Сородич, желающий обсудить дело, каким-то образом задел сенешаля. Поскольку сенешаль нередко является ближайшим наушником князя, он может информировать князя по своему усмотрению касательно любых дел или политики; ложь через умолчание — главный инструмент сенешаля. Если кто-нибудь недоволен тем, как сенешаль ведёт дела, скромный вампир может заявить, что он всего лишь представитель князя, и направить недовольство на ни в чём неповинное начальство. Коварный и амбициозный сенешаль и князь, отягощённый заботами о большом домене — это может оказаться смертоносным сочетанием.
Выбор сенешаля основывается на любом количестве критериев, в зависимости от конкретного князя и от конкретного примогена. Некоторые ставят удобство манипулирования выше доверия, а другие полагают, что некоторая независимость и здравый смысл являются идеальными качествами. Редкие примогены позволяли, чтобы сенешалем становился представитель того же клана, что и князь, считая это прямой дорогой к напасти кланового фаворитизма.
Гарпия (Harpy)
Гарпии это сплетники, мельницы слухов, дарители статуса. Они — слово, дошедшее до неподходящих ушей, они могут сделать не-жизнь вампира сущим адом из-за совершенного им греха выбора неподходящего галстука или ответа на колкость. Многие лучшие (самые наблюдательные, самые языкастые, самые остроумные) гарпии достигли возраста старейшин, хотя немало одарённых служителей также пользуются влиянием в этих коридорах власти. Неонаты редко бывают чем-то большим, нежели помощниками и учениками опытных гарпий, просто потому что они ещё новички в нюансах этикета не-мёртвых и не могут понять всей сути происходящего. Неонат, пытающийся подняться до статуса полноценной гарпии, слишком быстро обнаруживает, что сильнейшие коллеги безжалостно обратились против него; из большинства подобных наглецов такое обращение в буквальном смысле вышибает все амбиции. Если ему повезёт, гарпии просто позволят ему попасть в дурацкое положение.
Гарпий редко назначают напрямую. Обладатели необходимых навыков часто бывают представителями элитарных социальных слоёв при жизни, знаменитыми сплетниками, любителями и светскими львами. Как и при жизни, эти мотыльки летят туда, где можно найти блестящих людей, и естественным образом начинают заниматься тем же, чем и раньше. Их не проймешь внешним блеском, они демонстрируют впечатляющее понимание и людской, и вампирской природы, и могут похвастаться непогрешимым умением видеть суть сквозь притворство и показуху.
Главная гарпия может выбрать одного или двух помощников, как правило — в городах со значительным вампирским населением. В конце концов, даже лучшая гарпия вряд ли сможет уследить за событиями, когда Элизиумы собираются и в Академии Изящных Искусств, и в местном Хард-Рок Кафе. В крупных городах-метрополисах, таких как Вена или Лондон, могут находиться по меньшей мере шестеро Сородичей, считающихся главными гарпиями, в дополнение к 20 с лишним другим, служащим в качестве дополнительных глаз, ушей и источников информации. В относительно небольшом городе эту должность могут занимать до двух гарпий, хотя то, которая именно из них будет главной — уже другой вопрос (по поводу которого несомненно пойдут бесконечные склоки). В маленьких городках и сельских районах гарпии обычно полностью отсутствуют, но иногда то тут, то там можно обнаружить вампира, царящего на скромной общественной сцене, словно вампирская Хедда Хоппер. (Прим. переводчика: Хедда Хоппер \1885 — 1966\ — американская актриса и знаменитая ведущая колонки сплетен.) Большинство гарпий принадлежат к «социальным» кланам, таким как Тореадор и Вентру, но кое-кто из старейшин Бруха и более-менее здравомыслящих Малкавиан также занимает эту должность.
Гарпий интересует не только кто кому что сказал, но также и тонкости этикета Сородичей. Есть правильное поведение и неправильное поведение, и гарпии заботятся о том, чтобы всё делалось правильно. Кто-нибудь из «расстрельного списка» гарпий может обнаружить, что его полностью отлучили ото всех крупных общественных сборищ, и не так уж и сложно вызвать подобного рода остракизм. Грубость, неотёсанность, попытки высказаться вне очереди, демонстрация неуважения или вопиющая глупость — всё это может поместить вампира прямо под прицел гарпий.
Пусть кто-то может презрительно хмыкнуть — мол, неодобрение нескольких «старичков» в общем-то мало что значит, гарпии (и их жертвы) осмелятся с ним не согласиться. В век, когда свежайшие новости почти мгновенно передаются по сети слухов, поражающей воображение, гарпии одного города могут обеспечить, чтобы их обидчику оказали не самый сердечный приём в любом посещаемом им городе. Именно гарпии помогают в оценке и фиксации совершаемых сделок. Гарпий нередко привлекают для помощи князьям во время визитов сановных лиц. В нынешние ночи гарпии достаточно загружены, занимаясь определением е-мейлов как подходящего способа переписки, правомерностью просьб к старейшине пройти сквозь детектор металла или вежливыми просьбами, заставляющими потенциального разносчика болезни поспешить в лабораторию для проверки.
Тактика Гарпий
Когда гарпии вступают в бой, они пускают в дело свои языки, настолько острые, что могли бы сверкать. Даже если насмешки не кажутся вампиру слишком серьезными, на арене, где остроумие является единственным оружием (скажем, в Элизиуме), вампир, полагающийся на грубую силу, беспомощен перед нападками гарпий. Особенно удачную насмешку подхватят и повторят десятки других Сородичей, унижая жертву повсюду, куда бы она ни пошла. Почти так же неприятно пренебрежение, холодный приём со стороны гарпий и всех, кто дорожит их благосклонностью. Вампир, подвергнувшийся подобному остракизму, находится в невыносимом положении — он не может уйти, не выставив себя ещё большим посмешищем, а оставаясь он вызывает новое недовольство и едва слышное хихиканье насмешников.
Пусть подобные действия и кажутся мягкими по сравнению, скажем, с попыткой разорвать горло с помощью Когтей Зверя и хорошей порцией Могущества, стоит помнить о контексте. Сородичи существуют в обществе, где междоусобные конфликты строго осуждаются; нельзя ответить на оскорбление, сорвавшись и измочалив своего мучителя, если только не действовать очень, очень осторожно. Вампир, ставший жертвой гарпий, в буквальном смысле не может нанести ответный удар, не вызвав гнева князя, шерифа и старейшин клана гарпий — целого сонма врагов, способных быстро превратить одинокого обидчика в прах. Социальная война становится единственной допустимой формой войны, и тут гарпии всех превосходят числом и вооружением.